Необходимость распространения требований об обязательном нотариальном удостоверении на все сделки с недвижимым имуществом обсуждается – с разной периодичностью – фактически с момента принятия Гражданского кодекса. В рамках масштабной реформы, подготовленной и проведенной на основе Концепции развития гражданского законодательства РФ, соответствующая корректировка кодекса также предполагалась – единый изначально проект поправок в ГК РФ устанавливал правило, согласно которому все сделки, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации, должны быть нотариально удостоверены, если иное прямо не установлено законом. "Единый законопроект предусматривал обязательное нотариальное удостоверение всех сделок с недвижимостью в качестве важного предварительного этапа юридической проверки основания для внесения записи о праве на недвижимое имущество в реестр. То есть предполагалось определенное распределение ролей: нотариус как высококвалифицированный специалист, оказывающий помощь сторонам, проверяет сделку, гарантирует, что она безупречна, удостоверяет, а государственный регистратор лишь фиксирует переход права".
Однако закрепление в кодексе получила все-таки противоположная, по сути, формулировка: сделки, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, подлежат нотариальному удостоверению только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон (п. 3 ст. 8.1 ГК РФ).
На сегодняшний день прямо предусмотренных законодательством случаев обязательности нотариального удостоверения сделок не много. Нотариально удостоверяются:
- договоры ренты (ст. 584 ГК РФ);
- сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, за определенными исключениями (ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; далее – закон о регистрации недвижимости);
- сделки по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему лицу или лицу, признанному ограниченно дееспособным, и сделки по распоряжению недвижимым имуществом, совершаемые опекунами от имени их подопечных (ч. 2 ст. 54 закона о регистрации недвижимости);
- сделки по отчуждению долей или частей долей в уставном капитале ООО (п. 11 ст. 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; далее – закон об ООО).
Посмотрим, какие изменения вносились в данные нормы с момента их вступления в силу и чем обусловлено обособление определенных сделок тех видов, нотариальное удостоверение которых по общему правилу обязательно.
Сделки с долями в праве общей собственности на недвижимое имущество
Первым исключением из общего правила о нотариальном удостоверении сделок с долями в праве общей собственности стали сделки, связанные с имуществом, которое составляет паевой инвестиционный фонд (ПИФ) или приобретается для включения в него, – соответствующая поправка была внесена в ч. 1 ст. 42 закона о регистрации недвижимости еще до его вступления в силу (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 2 июня 2016 г. № 172-ФЗ). По словам Лидии Михеевой, такая оговорка была сделана законодателем в результате оценки возможных организационных сложностей при нотариальном удостоверении сделок об отчуждении долей в ПИФ, обусловленных природой таких долей. По сравнению с долей, например, в праве на унаследованную или приватизированную квартиру доля, которая образуется при формировании имущества ПИФ, гораздо менее индивидуализирована, так как состав имущества фонда постоянно меняется – управляющая компания в качестве доверительного управляющего занимается регулярным приобретением и отчуждением недвижимости (ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах").
Второе исключение – в отношении сделок по отчуждению земельных долей – тоже было установлено до вступления в силу закона о регистрации недвижимости и начало действовать одновременно с ним – с 1 января 2017 года (ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 351-ФЗ). В этом случае, как отметила Лидия Михеева, основанием для выведения из-под правила о нотариальном удостоверении стал главный довод противников обязательности нотариальной формы сделок – обременительность расходов на нотариальное заверение для граждан.
Далее в перечень исключений были включены отчуждение и приобретение долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 года № 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 1 июля 2017 г. № 141-ФЗ).
Последняя вступившая в силу на данный момент поправка в ч. 1 ст. 42 закона о государственной регистрации (ст. 5 Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 76-ФЗ) вывела из-под действия правила об обязательном нотариальном удостоверении случаи, когда отчуждение или ипотека долей в праве общей собственности на имущество всех ее участников предусмотрены одной сделкой, – до 31 июля текущего года такие сделки и договоры ипотеки требовали нотариального удостоверения. Кроме того, с указанной даты не является обязательным нотариальное удостоверение договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимость, заключаемых с кредитными организациями.
Сделки с имуществом несовершеннолетних, ограниченно дееспособных и недееспособных лиц
Правило об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению недвижимости, принадлежащей детям или лицам, признанным ограниченно дееспособным, а также сделок по распоряжению недвижимым имуществом, совершаемым опекунами от имени их подопечных (ч. 2 ст. 54 закона о регистрации недвижимости), не подвергалось корректировке с момента его введения и, скорее всего, не будет изменено и далее. Здесь, как подчеркнула Лидия Михеева, чувствуется явный публичный интерес в дополнительной защите этих категорий лиц путем проверки совершаемых от их имени сделок.
Поэтому законодательством предусмотрена не просто проверка, а двойная проверка таких сделок. Сначала – органом опеки и попечительства, так как по закону получение его предварительного разрешения является обязательным при совершении опекунами и даче попечителями согласия на совершение сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ), а также при совершении родителями сделок по распоряжению имуществом своих детей (п. 3 ст. 60 Семейного кодекса), а затем – нотариусом. Важно понимать, что наличие предварительного разрешения органа опеки и попечительства не освобождает нотариуса от обязанности проверить условия совершения сделки и законность ее содержания, а осуществить такую проверку на практике не всегда легко.
Законодательство об опеке и попечительстве устанавливает всего пять случаев, когда имущество обозначенных выше категорий лиц может быть отчуждено, и предусматривает обязательную оценку того факта, к выгоде ли ребенка или подопечного осуществляется сделка (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Возникающие при применении этой нормы вопросы, например выгодна ли для ребенка мена принадлежащей ему доли (допустим, 1/3) в небольшой и не очень дорогой квартире на меньшую долю (1/5) в большем по площади и более дорогостоящем жилье, можно ли заверять сделки об отчуждении имущества несовершеннолетнего при перемене места его жительства до приобретения на его имя другой сопоставимой недвижимости и пр. – очень похожи по своей сути на споры о праве, и разрешить их по большому счету может только суд, отметила Лидия Михеева. "Поэтому в некоторых зарубежных правопорядках решения о возможности отчуждения имущества таких лиц принимаются специальными судами или специальными судьями. У нас такое решение лежит на уровне административного органа – органа опеки и попечительства, где вообще может не быть работников с юридическим образованием, – подчеркнула эксперт. – Стоит иметь в виду, что если вдруг в результате отчуждения какого-то недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, по всем правилам – с получением его законными представителями согласия органа опеки на совершение сделки и удостоверением сделки нотариусом – ребенок фактически останется без имущества, к ответственности будут привлекаться и орган опеки и попечительства, и нотариус".
Сделки с долями в ООО
В отношении правила о нотариальной форме сделок по отчуждению долей или частей долей в уставном капитале ООО никаких исключений не установлено (п. 11 ст. 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; далее – закон об ООО). Более того, указанная норма предусматривает очень удобную, по мнению Лидии Михеевой, договорную модель, позволяющую завершать переход доли участника ООО без его дополнительного волеизъявления в случае наступления определенного соглашением между ним и его потенциальным контрагентом обстоятельства. Речь идет об использовании опциона на заключение договора (ст. 429.2 ГК РФ) – законом об ООО установлено, что в таком случае нотариально удостоверяется безотзывная оферта, в том числе путем удостоверения соглашения о предоставлении опциона на заключение договора, в которое она включена, и впоследствии – акцепт. С момента нотариального удостоверения акцепта оферта считается акцептованной, и нотариус обязан в течение двух рабочих дней со дня удостоверения направить оференту извещение о состоявшемся акцепте.
Наиболее наглядный пример использования такой модели, как отметила Лидия Михеева, – соглашение двух участников ООО о предоставлении опциона на заключение договора, подразумевающего продажу доли одного из них второму по обозначенной цене при наступлении определенного обстоятельства, например при нарушении обязательства первого участника не голосовать на собрании против второго. "Обещание продать долю по определенной цене – по сути, безотзывная оферта, включенная в опцион, который стороны подписали и нотариально удостоверили. Если одна из них действительно нарушит условия сделки, и контрагент захочет выставить акцепт, ему достаточно просто прийти к нотариусу и удостоверить его. Это такая достаточно жесткая санкция, удерживающая участников общества от недобросовестного поведения, от нарушения корпоративного договора, – полагает эксперт. – Думаю, что данная модель как отличный способ воздействия на недобросовестного участника должна быть более востребована в корпоративных отношениях. Но пока такое эффективное исполнение опциона предусмотрено только в законе об ООО".
***
Таким образом, несмотря на то что законодатель согласен с необходимостью обращения к нотариусам в целях предварительной юридической экспертизы сделок, касающихся имущества определенных категорий граждан, и спокойно допускает нотариальное удостоверение сделок в сфере корпоративных отношений, анализ поправок, внесенных за три года в норму об удостоверении сделок с долями в праве общей собственности на недвижимое имущество, позволяет констатировать: в обозримом будущем обязательной для всех сделок с недвижимостью нотариальная форма не станет.