Постановление Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2023 г. N 54-П
Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом лишь на основании заключения комиссии врачей-психиатров, причем изменить или прекратить эти принудительной меры суд вправе только в случае такого соответствующего изменения психического состояния пациента. В жизни, к сожалению, не всякое психическое расстройство поддается коррекции, и лицо, к которому применены принудительные меры, может фактически пожизненно пребывать в стенах психиатрического стационара - если на основании заключения комиссии врачей суд будет бесконечно продлевать применение этих мер, - потому что Уголовный кодекс РФ:
- никак не ограничивает предельных сроков применения принудительных мер,
- более того, допускает замену более мягких мер, назначенных судом первоначально, на более суровые, причем спустя долгое время после совершения лицом общественно опасного деяния.
Справедливо ли это и соответствует ли Конституции РФ, в том числе ст. 22 (право на свободу и личную неприкосновенность), ст. 55 (о пределах ограничения прав и свобод)? С таким запросом в Конституционный Суд РФ обратился городской суд, в чьем производстве были дела о продлении и изменении принудительных мер медицинского характера, в том числе - по рассмотрению представления ПДН о замене амбулаторного наблюдения у врача-психиатра на стационарное лечение в психбольнице в связи с тем, что пациент продолжает страдать хроническим психическим расстройством, его состояние после выписки из стационара ухудшилось, при этом риски совершения новых общественно опасных деяний сохраняются, в связи с чем принудительные меры медицинского характера могут применяться длительное время, вероятно, пожизненно.
Конституционный Суд РФ пришел к следующему:
- назначение и продление судом применения принудительных мер медицинского характера связано лишь с сохраняющимся свойством общественной опасности лица ввиду его психического заболевания, требующего лечения, сообразного характеру и тяжести заболевания,
- по смыслу взаимосвязанных положений ст. 98, ч. 1 ст. 99, ст. 100 и 101, чч. 1 и 2 ст. 102 УК РФ изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера допускается исходя из динамики психического состояния лица, к которому они применены. Если состояние улучшается - лицу могут смягчить интенсивность и постоянство наблюдения в стационаре либо вовсе заменить стационар на амбулаторное наблюдение. Если психическое состояние ухудшилось, и лицо представляет опасность для себя или других лиц, его нужно поместить в стационар;
- в противном случае было бы невозможно реализовывать конституционно значимые задачи (охраны прав и свобод человека и гражданина, предупреждения преступлений и обеспечения общественной безопасности); гарантировать права самих пациентов на охрану здоровья и медицинскую помощь; а у суда, уверенного в общественной опасности лица, не было бы возможности применить или продлить адекватные меры медицинского характера, что вело бы к отступлению от требований ст. 7, 41 (ч. 1), 45, 52 и 55 (ч. 3) Конституции РФ;
- при этом каждое судебное решение об изменении или продлении принудительного лечения (в том числе с изменением вида принудительной меры) предполагает констатацию сохранения у лица психического расстройства и обусловленную этим опасность лица для себя и окружающих и возможность причинения данным лицом иного существенного вреда. При разрешении вопроса о назначении/продлении/замене принудительной меры суд оценивает психическое состояние лица и обусловленную им опасность для себя и окружающих, а также возможность причинения этим лицом иного вреда, динамику состояния его психики и перспективы лечения, по существу, так же, как если бы данный вопрос разрешался по правилам Закона о психиатрической помощи (ст. 36);
- выписка "неуголовного" пациента, госпитализированного в недобровольном порядке в психстационар, производится по заключению комиссии врачей-психиатров или по постановлению судьи об отказе в продлении такой госпитализации; выписка же пациента, к которому по решению суда применены принудительные меры медицинского характера, а также изменение этих мер производится только по решению суда. Вместе с тем такое различие (исключительно судебный порядок отмены или изменения) направлено на охрану здоровья и медпомощь лицам, находящимся на таком лечении, защиту их от необоснованного и чрезмерного ограничения прав, а также на защиту прав иных лиц от рисков нарушения их прав на безопасность;
- такое лечение не является уголовно-правовым ограничением как таковым, тем более не может расцениваться в качестве нарушения конституционных прав личности, защищаемых в судебном порядке, как и отступлением от требований статьи 55 Конституции РФ;
- поэтому
- пункты "а", "в" ч. 1 ст. 97, ст. 99 и 100, ч. 1 и ч. 3 ст. 102 УК РФ признаются не противоречащими Конституции РФ, поскольку данные нормы:
- допускают продолжение применения этих мер только по судебному решению при периодическом освидетельствовании указанных лиц комиссией врачей-психиатров, осуществляемом для выявления возможных оснований для их прекращения, продления или изменения, оценки рисков, связанных с изменением обстоятельств их применения с учетом особенностей психического расстройства и психического состояния этих лиц;
- обусловливают разрешение судом вопроса об изменении вида / прекращении принудительных мер исключительно изменением психического состояния лица вне зависимости от срока, прошедшего со дня предыдущего судебного решения о назначении, продлении или изменении таких мер;
- не предполагают прекращения применения принудительных мер медицинского характера (в том числе по истечении срока наказания или по истечении испытательного срока в случае условного осуждения при назначении принудительных мер медицинского характера наряду с наказанием) лишь по основанию длительности их применения, поскольку такое применение обусловлено целями излечения такого лица или улучшения его психического состояния и предупреждения совершения им новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.