19 марта 2019 года Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий изменения в Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства в части уточнения оснований пересмотра и последствий отмены судебных постановлений по новым обстоятельствам.
Так, планируется скорректировать п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, предусмотрев в нем, что определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы, может быть новым обстоятельством, являющимся основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных решений, только если в таком постановлении содержится указание на то, что сформулированная в нем правовая позиция имеет обратную силу применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами.
Также предполагается установить, что подача в суд заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений в связи с таким новым обстоятельством, как изменение практики применения правовой нормы в постановлении Пленума или Президиума ВС РФ, допускается в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного постановления, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, если исчерпана возможность для обращения в суд апелляционной и кассационной инстанций.
Кроме того, планируется дополнить ст. 397 Гражданского кодекса новыми положениями, предусматривающими, что:
- в случае отмены судебного постановления в связи с таким новым обстоятельством, как изменение практики применения правовой нормы в постановлении Пленума или Президиума ВС РФ, новым судебным актом, принятым в результате повторного рассмотрения дела, права и обязанности граждан в их отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (их должностными лицами), устанавливаются со дня вступления такого судебного акта в силу;
- новым судебным актом, принятым в результате повторного рассмотрения дела, при отсутствии установленных фактов недобросовестности (противоправности) со стороны самого заинтересованного лица не допускается обратное взыскание с граждан денежных средств или иного имущества, полученных ими на основании пересмотренного судебного постановления.
А в ст. 351 КАС РФ планируется закрепить, что судебный акт, принятый в результате повторного рассмотрения дела, не может ухудшать положения граждан, организаций и иных лиц, которые подали административное исковое заявление или в интересах которых подано административное исковое заявление по сравнению с судебным актом, отмененным по новым обстоятельствам
Напомним, что законопроект1 направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2017 г. № 24-П, в котором КС РФ пришел к выводу о том, что вынесенные в кассационном порядке определения судебных коллегий ВС РФ, изменяющие практику применения правовой нормы, основанием для пересмотра других дел по новым обстоятельствам не являются, и предписал внести некоторые изменения в законодательство.