Чтобы использовать акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в квартире без ИПУ, этот акт необходимо отослать в органы внутренних дел в течение трех дней после составления, а второй экземпляр акта – отдать собственнику квартиры (Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2019 г. № 307-ЭС19-14487). В противном случае плату нужно рассчитывать только по количеству зарегистрированных в квартире лиц или собственников. На это указали суды, рассматривая дело о законности предписания ГЖИ.
Спорное предписание обязывало УК пересчитать плату за горячее и холодное водоснабжение для квартиры, которая не оборудована счетчиками ни горячей, ни холодной воды. Ранее УК заподозрила, что водой там пользуется больше народу, чем "прописано", и самостоятельно подсчитала количество проживающих в неоприборенной квартире (6 персон), о чем и был составлен акт. Однако, в нарушение п. 56.1Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – Правила № 354), УК забыла отправить первый экземпляр акта в полицию, а второй – отдать собственнику или постоянно проживающему потребителю. Тем не менее, сумма в платежке за воду (норматив+ штрафной коэффициент за отсутствие ИПУ) стала в шесть раз выше. Инспекторы ГЖН, обнаружив нарушение п. 56.1 Правил № 354, потребовали прекратить начисление платы исходя из 6 проживающих в квартире человек, и сделать перерасчет за прошлый период. УК оспорила предписание в суде, проиграла в первой инстанции, но апелляционный арбитражный суд поддержал управдомов, потому что:
- в силу п. 56.1 Правил № 354 акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, признается достаточным основанием для определения платы за холодное и горячее водоснабжение, исходя из фактического количества проживающих в квартире лиц;
- нормы Правил № 354 не связывают юридическую силу такого акта с исполнением или неисполнением обязанности по направлению копии акта в уполномоченные государственные органы, ведь соответствующие правовые последствия возникают с момента составления акта, а не с момента его получения органами внутренних дел.
Однако в суде округа постановление апелляционной инстанции отменили, указав на необходимость неукоснительного соблюдения процедуры составления спорного акта: если акт, в нарушение п. 56.1 Правил № 354, не был передан собственнику жилого помещения и не был направлен в органы внутренних дел, то он не может быть признан надлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нем количества проживающих граждан.