В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, и в силу этого влекущими его прекращение являются: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возврата, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что в случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 КоАП РФ (военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющих специальные звания), за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, в силу части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению в случаях: - освобождения лица от административной ответственности с объявлением устного замечания ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ). - прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; - освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32, частью 3 статьи 20.20 КоАП РФ. На судебном участке № 6 Центрального района г.Оренбурга за 11 месяцев 2020 года, установлены дела об административных правонарушениях, производства по которым были прекращены по следующим основаниям: по пункту 2 статьи 24.5 КоАП РФ - 12 дел; по пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ - 3 дело; по пункту 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ (в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения) - 7 дел. Исходя из анализа изученных дел об административных правонарушениях, наиболее распространенными основаниями прекращения производства по делу являются малозначительность совершенного административного правонарушения (7 дел) и отсутствие состава административного правонарушения (12 дел). Мировой судья исходил из того, что для вывода об отсутствии события правонарушения необходимо установить, что те или иные действия (бездействие) физического или юридического лица не признаны противоправными и за них не установлена административная ответственность Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации либо возможность установления самого факта административного правонарушения. Состав административного правонарушения не будет, если отсутствует хотя бы один из элементов состава правонарушения: - физическое или юридическое лицо не подпадает под критерии, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации за совершение конкретного действия (бездействия) (нет субъекта); - действия (бездействие) физического или юридического лица не являются виновными (нет субъективной стороны); - действия (бездействия) физического или юридического лица направлены на общественные отношения, не охраняемые законом или иным нормативно-правовым актом (нет объекта); - действия (бездействие) по нарушению установленного правила поведения не были совершены (нет объективной стороны). В качестве примера правильного определения основания прекращения производства по делу может служить следующее дело. По делу №5-130/109/2020 в отношении С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако в ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что установил, что постановление по делу об административном правонарушении № *** от 27.11.2019 года, согласно которому С. привлечен к административной ответственности по п.2 ст.8.14 Закона г.Москвы от 21.11.2007 №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей, составлено по материалам, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фотовидеосъемки в отношении собственника (владельца) транспортного средства, и направлено в адрес С. – *** по средствам почтовой связи, однако, сведения о вручении копии постановления от 27.11.2019 года С. отсутствуют. Согласно данным паспорта ***, С. снят с регистрационного учета по адресу - ***, 04.03.2016 года. То есть, на момент составления протокола об административном правонарушении за неуплату административного штрафа в срок от 22.03.2020 года, постановление от 27.11.2019 года не было вручено С. С. не был надлежащим образом уведомлен о наложении на него штрафа в размере 5000 рублей по постановлению от 27.11.2019 года, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного от 14.05.2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении С. было прекращено на основании пункта 1 статьи 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Другим основанием, по которому прекращается производство по делам об административных правонарушениях, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности. Так, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. При этом необходимо учитывать, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящимся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24 марта 2005 года N 5 (в редакции от 11 ноября 2008 года N 23) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что при применении указанной выше нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаев является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока (пункт 14 Постановления). Так, по делу № 5-41/109/2020 20.01.2020 года должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Т. за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом – годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, определенные законом сведения. На основании ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, составляет три месяца; за нарушение страхового законодательства РФ давность привлечения к административной ответственности составляет один год. Протокол об административном правонарушении в отношении руководителя организации Т. от 20.01.2020 г. поступил в производство мирового судьи 24.01.2020 г. Судебные заседания по делу были назначены на 18.02.2020, 06.03.2020 г. Таким образом, на момент рассмотрения дела 06.03.2020 г. срок привлечения Т. к административной ответственности истек 01.03.2020 г. Установив факт истечение срока давности привлечения Т. к административной ответственности, мировой судья постановлением от 06.03.2020 года прекратил производство по делу. Положениями статьи 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья, уполномоченный решать дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Критерием определения малозначительности правонарушения могут являться объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий, значительность вреда, причиненного охраняемым законом объектам. Так, по делу № 5-148/109/2020 в отношении Я. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, за нанесение побоев. С учетом характера совершенного административного правонарушения, а именно ссоры между супругами в результате которой Я. нанесла Ш. один удар черенком по ноге, отсутствия тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям, отказ потерпевшего от прохождения СМО, поскольку видимых повреждений не имеет, суд признал административное правонарушение малозначительным и посчитал возможным освободить Я. от административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием. По делу № 5-97/109/2020 в отношении Г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, а именно Общество, осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии и руководителем которого является Г., не рассмотрело в 10-тидневный срок обращение собственника и не приняло соответствующие меры в части исполнения обязательств по договору управления многоквартирным домом. Между тем, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, устранение нарушений на момент рассмотрения дела, суд признал совершенное должностным лицом Г. административное правонарушение малозначительным и посчитал возможным освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Изучение дел об административных правонарушениях, производство по которым прекращено, показало, что сложности с определением основания, по которому подлежало прекращение производство по делу, и разграничением указанных выше оснований не возникало. В случае необоснованного прекращения производства по делу пересмотр такого постановления в порядке статей 30.12-30.19 КоАП РФ невозможен. Помощник мирового судьи Е.А.Лебедкина